Публикация является приложением к «Истории российской копейки«.
В период правления Ивана IV Грозного (1534-1584) надпись на монете несколько раз менялась. На наиболее ранних княжеских копейках Ивана IV была надпись: „князь великий и государь всея Руси“. Позже формула титула была изменена: „князь великий Иван всея Руси“. После принятия Иваном IV царского титула в 1547 году эта формула была дополнена словом «царь»: «царь и князь великий Иван всея Руси». Со второй половины 1550-х годов и до конца правления Ивана Грозного в московской чеканке сохранялся новый порядок слов в титуле: «царь и великий князь Иван всея Руси». В российских письменных источниках XVI и XVII веков изображение всадника трактуется как изображение царя. В частности в книге, датированной XVII веком, автор (эмигрант из России) рассказывая о характере дипломатических сношений России с её соседями, сообщает: «… грамоты, кроме крымских, печатают большою государственною печатью, а крымские печатают печатью, вырезано: царь на коне победил змия, около надпись царская…».
По одной из версий на коне был изображен сам Великий князь Иван III, так как на голове всадника была корона, да и ранее в роли всадника с саблей на монетах изображались именно князья.
Более поздняя трактовка изображения всадника на государственных эмблемах и монетах – святой Георгий Победоносец, поражающий змия. В русских источниках XVII века такая трактовка не встречается. Это объяснение было дано впервые иностранцами, посещавшими Московское государство в XVII веке, хотя Руси «чудо святого Георгия о змие и девице» было издавна знакомо. Среди народов всех христианских стран, в том числе и на Руси, это «чудо» пользовалось большой популярностью. Святой Георгий в большинстве случаев изображается с направленным вниз копьём, поражающим змия. Святой Георгий Победоносец, которого считали покровителем рыцарства, очень почитался в странах Западной Европы в средние века. Поэтому всадник, вооружённый копьём, на российской государственной печати и на монетах, воспринимался иностранцами, побывавшими в Московском государстве и позднее описавшими своё путешествие, именно как святой Георгий.
Российское правительство признало такое объяснение изображения на государственной печати, государственном гербе и монетах только в XVIII веке. Указом Правительствующего Сената 8 марта 1730 г. были утверждены изображения и описания 85 гербов городов Российской империи, по которым должны были изготовляться знамёна для полков и губернаторские печати. В указе было также дано описание государственного герба России и Московского герба. «Герб государственный, по-старому, двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху, в средине, большая императорская корона – золотые; в средине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтой же, змей черный, поле кругом белое, а в середине красное». «Московской, Георгий на коне, против того, как в средине государственного герба». С того времени осталось такое описание московского герба.
Христианская традиция считает все чудеса Георгия посмертными. Исключением является греческая редакция «Жития», где чудо победы над драконом описывается как единственное прижизненное. Считается, что мощи святого Георгия в настоящее время находятся в греческой церкви в израильском городе Лод (Лидда), а глава хранится в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро.
Ещё более весомым аргументом в пользу признания подвига Егория (Георгия), сына языческой Богини Софии Премудрой, над драконом, некоторые исследователи считают события, произошедшие более 5000 лет назад. Когда на арийские территории обрушились китайские орды под знамёнами и символами Великого Дракона, объединённые силы арийских народов Руси, Индии и Персии в жесточайшей битве победили полчища китайского дракона. Это было эпохальное событие, ознаменованное началом арийского летоисчисления.
Именно тот день, когда китайские знамёна с изображением дракона легли у ног арийских победителей, стал днём отсчёта в летоисчислении, которого до сих пор придерживаются староверы. Только 20 декабря 1699 года Пётр Первый ввёл новое летоисчисление со дня рождения Иисуса Христа с разницей отсчёта от арийского в 5509 лет.
Победа арийцев над китайским драконом была отмечена в священной книге зороастрийцев «Авеста».
Змий (змей) – разновидность дракона. Оба изображаются крылатыми, но дракон – с двумя лапами, а змий – с четырьмя. Змий является отрицательным символом и в русской геральдике практически отождествляется с драконом. Различие между этими существами по числу их лап в русской эмблематической традиции отсутствует.
Дракон – популярный в средние века геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, двумя лапами, длинным завитым остроконечным хвостом и чешуйчатым телом. У дракона без крыльев или без ног – различные названия. С опущенной головой он называется побеждённым. Геральдическое значение дракона – неприкосновенность, девственность охраняемого объекта.
В геральдике разделяют следующие виды драконов:
- Крылатый дракон (дракон с двумя лапами);
- Змей (дракон без крыльев)
- Амфиптер (извивающийся дракон с крыльями, но без лап)
- Гивр (дракон с крыльями и лапами)
Более глубокий смысл, с подтекстом, определяется позой дракона (вздыбленный, шествующий, стоящий), а ещё более глубокий смысл заложен в цвете дракона (чёрный, красный, зелёный, золотой).
В русской геральдике символ дракона несколько отличается от европейского, совмещая в себе также образ змея.
.